Основы дисциплины и ответственности: как начать?

Дисциплина и ответственность: с чего начать?

Некоторые родители убеждены, что поддержание порядка требует строгого контроля и жесткой системы наказаний. Из-за этого они порой предпочитают избегать установления правил, полагая, что ребенок сам со временем научится различать «хорошее» и «плохое». Однако и жесткий контроль, и отсутствие правил — это крайности, которые негативно сказываются на детях и их родителях.

Зачем нужна дисциплина?

Дисциплина — это способность придерживаться установленных норм и правил. Некоторые дети могут усвоить эти понятия самостоятельно, наблюдая за окружающими, однако, целенаправленное воспитание дисциплины родителями значительно облегчает ребенку жизнь. Дисциплина не должна ассоциироваться с требовательностью и строгостью. Все дело в том, что четкие ограничения помогают детям лучше ориентироваться в социальном мире. Вот основные причины, почему нужно устанавливать правила:

  • Определенные нормы делают мир ребенка более предсказуемым. Они позволяют малышу понять, как себя вести в различных обстоятельствах и какие последствия могут быть за нарушение правил.
  • Дисциплина помогает ребенку понимать, где заканчиваются его субъективные границы и начинаются границы других.
  • Она способствует выстраиванию конструктивных отношений с окружающими — сверстниками, членами семьи и преподавателями.
  • В подростковом возрасте дисциплина помогает выработать самоконтроль, противостоять искушениям и самостоятельно устанавливать личные принципы.

Существует ошибочное мнение, что дисциплина основана лишь на наказаниях и запретах. Однако такие меры не являются долговременными. Ребенок быстро научится хитрить и скрывать свои шалости. Вместо этого важно развивать у детей чувство ответственности за свои поступки и понимание их последствий. Это снизит вероятность нарушения правил.

Почему дети нарушают установленные нормы?

Несмотря на очевидные плюсы и желание детей следовать правилам, они все равно порой их игнорируют. Почему же так происходит?

  1. Чрезмерное количество запретов может заставить ребенка стремиться к свободе, отбирая у него возможность быть независимым.
  2. Противоречивость правил. Если одно исключает другое или часто меняется, это путает детей.
  3. Недостаточное объяснение причин установления определенных норм. Если детям просто что-то запрещают без объяснения, у них возникает желание попробовать запретное.
  4. Проверка границ родителей. Дети хотят убедиться, что последствия нарушений постоянны и неизменны, и что родители остаются лидерами в семье.
  5. Познание. Если ребенку не объяснили правила, он не сможет их соблюдать, поскольку не знает, что они существуют.

Чем младше чадо, тем легче формировать его отношение к дисциплине, поскольку привычки у него еще не закрепились. Однако с подростками можно строить диалог и обсуждать последствия их действий, потому что у них больше опыта осмысления собственной жизни.