Советы посторонних: как помочь детям справляться
Советы посторонних: как помочь детям справляться
Повседневная жизнь часто приводит нас к столкновениям с мнениями других. Под особо пристальное внимание часто попадают дети – случайные прохожие задают им вопросы, предлагают следовать определенному поведению или выражают мнение о внешнем виде. Взрослые уже имеют некоторый опыт в таких ситуациях, но для детей встреча с чужими замечаниями может быть куда сложнее.
Такое вмешательство со стороны посторонних людей едва ли кажется уместным — все мы знаем, что замечания и советы в адрес чужих людей следует давать лишь в случае реальной угрозы. Дети должны быть научены не только тому, как правильно вести себя в подобных ситуациях, но и как грамотно реагировать, если взрослые начинают указывать на недостатки или некорректное поведение.
Правило №1: не допускать физического контакта с незнакомцами.
Если кто-то стремится прикоснуться или как-то иначе вторгнуться в личное пространство ребенка, следует четко обозначить границы. Никто не имеет права дотрагиваться до ребенка, если это нежелательно, особенно если это посторонний человек.
Правило №2: спокойно, но уверенно защищать личные границы.
Фраза вроде «Эти вопросы решают мои родители» может остановить советчика подальше от дальнейших комментариев. Более простые формулировки, такие как: «Спасибо, я учту это» или «Я придерживаюсь другой точки зрения», также могут быть полезными. Умение отстаивать психологические границы с детского возраста является основой формирования осознания и уверенности личности. Подрастающее поколение должно осознавать, что мнение взрослого не всегда единственно верное, и у него есть право быть несогласным и отстаивать свою точку зрения.
Важно, чтобы родители помогали детям развивать здоровую самооценку и уверенность в себе. Они могут объяснить, что не каждый взрослый обладает истинными знаниями о том, как ребенку следует жить и поступать. Разговоры о личных границах, понимании собственного мнения и умении отказывать становятся важной частью воспитания, формируя у детей стойкость к нежелательным внешним воздействиям и способность принимать разумные решения в разных ситуациях.